#Правила_церкви_Правблог #Традиции_Церкви_Правблог О ВОСПРИЕМНИКАХ (КРЕСТНЫХ РОДИТЕЛЯХ) Восприемники должны быть, прежде всего, православными и знать, по крайней мере, главнейшие истины христианской веры и нравственности и сущность таинства, а равно сущность обетов, которые произносятся ими при крещении и которые они обязаны передать и разъяснить крещаемому, когда он придет в возраст, за чем обязаны наблюдать священники («Прав. Испов.», ч. I, вопр. 103; о «Должн. пресв. прих.», § 80). Вот почему восприемниками не могут быть: а) малолетние (мужчина моложе 15, а женщина — моложе 13 лет (указ Св. Синода 23 мая 1836 и 27 августа 1837 г.); б) совершенные невежды в вере; в) явные грешники и лица, павшие в нравственном отношении (Требн. Петра Могилы — о восприемниках); г) раскольники (указ Св. Синода 17 мая 1722 г.) и не только у православных но и у раскольников и д) иноверцы — потому, что «символ веры имеют испорченный и если будут отрока поставлять, то конечно, в свою веру отведут» (кн. о должн. пресвит. приходск., § 80, стр. 132). <...> Воспрещается быть восприемниками и монашествующим — с тем, чтобы не вовлекать его чрез это в мирские заботы (Ном. при Б. Тр., пр. 84; указ Св. Синода 17 окт. 1744 г.), хотя в древности этого запрещения у нас в церкви русской не существовало, почему, по отзыву наших литургиков-практиков (Хойнацкий, Булгаков), некоторые епископы, архимандриты и игумены не отказываются быть восприемниками у людей достойных. По принятому в нашей Церкви обычаю, восприемниками бывают два лица — мужчина и женщина; но в древности мужчин воспринимал мужчина-диакон, а женщин — диакониса (Апост. пост. 3, 16), почему при крещении младенца мужеского пола необходим один восприемник, а при крещении девочки — одна восприемница, хотя и присутствие двух воспримеников — мужчины и женщины — не противно каноническим правилам <...> В крайнем случае, при невозможности, например, приискать восприемников православного исповедания, крещение может быть совершено, по примеру диакона Филиппа (Деян. 8, 38) и апост. Павла (Филим. 1, 10) и без восприемника, которого могут заменить или кто-либо из священно-церковно-служителей, или из их жен, сообразно с полом крещаемого; но родителям воспрещается воспринимать собственных своих детей (VI всел. соб., прав. 53). <...> Так как по чиноследованию крещения восприемники должны присутствовать при крещении лично, давать положенные ответы за крещаемого, читать за него символ веры, ходить с крещаемыми кругом купели и чрез то торжественно поручиться пред Богом и Церковью в том, что воспринятые ими будут, при их содействии, истинными христианами, то заочное восприемничество не имеет никакого законного основания и не должно бы допускаться. http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/pravoslavnaja-bogoslovskaja-jenciklopedija/tom-3/vospriemniki-ih-objazannosti.html